Советы логопеда

Такая взрослая речь

 

Речь развивается длительное время. Можно говорить, что её развитие начинается с рождения и не заканчивается никогда. В разные возрастные этапы формируется свой «кусочек» речи, поэтому родителям нужно всегда быть на чеку, нужно следить за речью ребёнка, играть в соответствующие игры, при необходимости обращаться к специалисту. Чтобы понимать, где кроются опасные моменты, обратимся к нарушениям речи.

 

Виды нарушений речи крайне разнообразны и могут проявляться как самостоятельно, так и в комплексе с другими:

1. Нарушение произношения звуков: неправильная артикуляция, пропуски, замена звуков;

2. Нарушение слоговой структуры слова;

3. Лексические недостатки: бедный словарный запас, нарушение вариативного использования слов, непонимание значения и смысла слова;

4. Неправильное грамматическое оформление высказывания;

5. Нарушение связного высказывания: отсутствие последовательности, планирования фразы;

6. Мелодико-интонационные недостатки: нарушение силы, высоты, тембра голоса;

7. Темпо-ритмические недостатки: ускоренный темп речи, замедленный темп речи, запинки.

В развитии речи детей, как и в каждом этапе взросления, всё взаимосвязано. Если есть нарушения устной речи, будут нарушения и в письменной, детям будет сложнее читать и сложнее воспринимать звучащий текст, сложнее выражать свои мысли. А значит, если упустить момент и не позаботиться о произношении ребёнком звуков сразу, можно получить не только существенные проблемы в школьном обучении, но и, позже, комплексы у подростка, а ещё позже, сложности при устройстве на работу. спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование звуков, слогов, слов и др.;

8. Бедность выразительных средств устной речи;

9. Нарушение общения. Каждый родитель задаётся вопросом, в чём же причины недоразвития речи? Они разнообразны: от медицинских (нарушение артикуляционного аппарата или строения уха) и психологических, до банального отсутствия внимания со стороны родителей или педагогов. Если вы наблюдаете серьёзное нарушение речи (более одного пункта из классификации выше) у ребёнка старше 3 лет, советуем обратиться к логопеду. Чтобы не допустить нарушений в развитии речи, постоянно занимайтесь с ребёнком. Игры на развитие речи очень доступны, не требуют сложных приспособлений.

 

Слуховое внимание

1. Угадывание «домашних» звуков, например: что там шумит? Это шумит стиральная машина.

2. Музыкальные звуки. Покажите ребёнку музыкальные инструменты, продемонстрируйте, как они звучат. Попросите ребёнка отвернуться и

угадать, какой инструмент звучит.

Инсценировки или игра в «Театр»

1. При чтении детских стихотворений просите ребёнка изображать то, что вы читаете. Если ребёнок может сам читать стихи, просите вам прочитать стихотворение и изобразить сюжет, сценку «как в театре». Новые слова помогут обогатить словарный запас ребёнка. (Отлично подойдёт стихотворение Даниила Хармса «Весёлые чижи» для детей от 5 лет или рус-

ские народные потешки для детей помладше).

2. Домашний театр. Следующая ступень игры — настоящие «представления» по сюжету стихотворений или сказок. На начальном этапе вы можете читать текст, а ребёнок будет его инсценировать. Можно обойтись минимальными

декорациями. Подойдут игрушки ребёнка или нарисованные герои. Обязательно репетируйте, а потом покажите ваш спектакль родственникам!

(Например, стихотворение Даниила Хармса «Весёлый старичок» позволяет не только вести диалог и развивать жесты, но и работать над звукоподражанием).

Активизация речи

1. Дневник событий. Выберите большую красивую книгу-блокнот — это будет дневник. Открывайте её каждый вечер и записывайте вместе с ребёнком вслух впечатления за день.

2. Предмет по описанию. Предложите ребёнку угадать предмет по описанию. Учитывайте опыт ребёнка, давайте точные и доступные его пониманию определения. А потом поменяйтесь ролями. Пусть малыш опишет вам предмет. Эта игра удобна для использования и на прогулке, и

дома, и в транспорте.

3. Прогноз погоды. Запишите прогноз погоды и предложите ребёнку рассказать о погоде в своём районе на сегодня, завтра «как по телевизору».

4. Рисунок. Понадобится лист бумаги и карандаш или краски. Договоритесь, что вы говорите, куда линию вести, чтобы получился рисунок, а ребёнок делает. Поменяйтесь ролями.

5. Телефонный разговор. Предложите ребёнку поиграть в «Телефон». Обсудите роли, которые будете играть. И «созвонитесь». Возможные ситуации: заболевший друг, впечатления от поездки, договориться о встрече, что подарить другу, предстоящая поездка, рецепт блюда.

6. Кулинарная книга. При помощи рисунков или картинок «запишите» рецепт в книгу. Попросите ребёнка рассказать рецепт или помочь его

приготовить.

Контактные телефоны:

(342)268-57-10 – вахта

(342)249-81-33 – заведующий

(342)268-72-59 – бухгалтерия

Адреса и контакты

Адрес главного корпуса: г. Пермь, ул. Коломенская, 5а

Адрес корпуса №2: ул. Пихтовая, 14 а

Контактный телефон:  268-04-58  

Электронный адрес: Ds377@obrazovanie.perm.ru