Советы психолога

Миссия: преодолеть замкнутость.

 

Мы живём в новом районе, здесь, на удивление, просторные дворы и много детей. На площадке с утра до позднего вечера шум, чехарда. Но не все ребята находятся в обществе сверстников, всегда есть кто-то стоящий в стороне. И вовсе не обязательно, что компания ребят не берёт его в игру. Очень может быть, что он не присоединяется по собственной воле. Мы имеем дело с замкнутостью ребёнка.

 

Замкнутость – особенность личности, заключающаяся в недостаточности или отсутствии стремления к общению с другими людьми. Замкнутость ребёнка может быть вызвана разными причинами. Она может быть связана с психологическими особенностями малыша, тонкостью его душевной организации, богатством его внутреннего мира. Ребёнок предпочитает находиться в одиночестве, он охотнее берётся за занятия, требующие уединения: с удовольствием лепит, рисует, конструирует... Родители в этом случае должны быть крайне осторожны и чутки к своему малышу. Стремление, «пока не поздно», перевоспитать ребёнка, грубое вторжение в хрупкий мир его грёз и фантазий может серьезно навредить его развитию, и тогда он действительно спрячется в свою скорлупку, уйдёт в себя. Никогда не перестанет быть актуальным высказывание русского педагога XIX века П.Ф. Каптерева: «Для ребёнка ласка, любовь, нежность — одна из насущных потребностей; ребёнок легче вытерпит недокармливание, чем лишение ласки. Без любви и ласки дитя вянет и портится. А эту любовь он может найти только в семье». Для того, чтобы ваш ребёнок не был замкнутым, чаще приглашайте к себе гостей. Малыш должен привыкать к обществу совершенно разных людей. Игры, общение с детьми и взрослыми в непринуждённой домашней обстановке постепенно выработают у него потребность в общении, а вы, находясь рядом, научите его правильно и в то же время естественно вести себя в коллективе. Общение со взрослыми и контакты с ровесниками должны постоянно чередоваться. С детьми ребёнок ведёт себя иначе, чем со взрослыми: он более раскрепощён, так как не боится неправильной оценки своих действий со стороны взрослых, которые «всегда правы», более самостоятелен. Таким образом, контакты со сверстниками положительно влияют на социальное развитие ребёнка, помогают ему обрести самостоятельность. Общайтесь с ребёнком на равных. Старайтесь внимательно его выслушать. Поощряйте его, когда он задаёт вопросы, и сами задавайте их.

 

Проявляйте как можно больше интереса к тому, чем живёт ваш малыш, чем он занимается в ваше отсутствие, о чём думает. Старайтесь вовлекать его в семейные разговоры, советуйтесь с ним. Предоставляйте ему свободу выбора, не навязывайте своих решений, пусть он чувствует себя полноправным членом семьи. Предложите вашему ребёнку поиграть в игру «Кляксы» (её рекомендуется проводить с детьми 5–б лет). На листке бумаги располагаются 10 разных чернильных клякс, ребёнок должен придумать, на что они похожи. Не ограничивайте его во времени, пусть разглядывает пятна столько, сколько ему потребуется. Достаточно информативна игра «Чудо-зверь», когда ребёнку предлагают нарисовать или слепить из пластилина животное, которого нет на свете. Обычно дети сами придумывают историю о своём животном, но вы можете задать ребёнку несколько вопросов (например, как зовут это существо, где оно живёт и т. д.). У каждого ребёнка наверняка есть любимая игрушка — кукла, робот, плюшевый зайка или медвежонок. Используйте её в качестве главного действующего лица игры. Беседуйте с малышом, выступая от имени этой игрушки. Предложите ребёнку «познакомиться» с игрушкой, познакомить её со своими друзьями, отвести её к парикмахеру, в магазин, на рынок, на приём к врачу. Сначала выберите такие ситуации, когда ведущую роль придется играть вам, затем предложите главную роль ребёнку. Такая игра подготовит малыша к поведению в различных жизненных обстоятельствах. Привыкнув к свободному общению в игре, ребёнок будет вести себя естественно и в повседневной жизни.Чувство юмора — замечательный помощник в трудных ситуациях и порой единственный способ достойного выхода из создавшегося положения: метко сказанное слово или шутка в ответ на обидное прозвище, ироничное отношение к себе и насмешнику способны разрядить обстановку .Если ребёнок недостаточно общителен, замкнут из-за внешней непривлекательности, сделайте особый акцент на его внутренних достоинствах. Это поможет малышу не занижать собственную самооценку. Например: «Я несколько полноват, зато всем со мной весело», «У меня торчат уши, зато я быстрее всех бегаю», «Я ношу очки, зато лучше всех отгадываю загадки». Изучить другого человека, даже своего собственного ребёнка, нелегко. Ещё труднее правильно воспитать его, ведь для этого придётся проявить огромное терпение и приложить массу усилий. Будьте уверены, что вы испытаете огромное чувство радости в тот день, когда увидите в глазах ребёнка безграничную благодарность за то, что подарили ему новый мир, который вовсе не так страшен, как ему казалось ещё совсем недавно.

 

По материалам книги «Ребенок без проблем»:

учебник для родителей. А. Луговская,

М. Кравцова, О. Шейнина

Контактные телефоны:

Адрес главного корпуса: г. Пермь, ул. Коломенская, 5а

(342)268-57-10 – вахта

(342)249-81-33 – заведующий

Адреса и контакты

Адрес корпуса №2: ул. Пихтовая, 14 а

Контактный телефон:  268-04-58  

Электронный адрес: ds377@permedu.online