Опыт работы педагога Шабалиной Л.А.

Выступление на педагогическом совете

«Азбука безопасности на дороге»

 

 

                                                                                                                                                                                   

 Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества.

 В практику дошкольных учреждений в настоящее время вошли программы, направленные на формирование у ребёнка навыков правильного поведения в нестандартных, а порой и опасных ситуаций на дороге, в транспорте.

 

 Всем нам хочется видеть детей счастливыми и здоровыми. Поэтому безопасность их жизнедеятельности занимает первостепенное значение. Дети дошкольного возраста представляют особую категорию пешеходов. В связи с возрастными особенностями, особенностью психофизического развития дети иначе воспринимают действительность. Они хуже ориентируются в пространстве, недооценивают возможную угрозу, они импульсивны и непредсказуемы.

 Забывая об опасности, которая может подстерегать на каждом шагу, дети часто становятся причиной дорожно – транспортных происшествий: выбегая на проезжую часть, выезжают на велосипеде на дорогу, вырываются из рук родителей при переходе улицы и пытаются перебегать её.

 Подобное поведение на дорогах наблюдается всё чаще и вне зависимости от сезона. Поэтому этот вопрос стал актуальным и острым.

Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение- потребностью человека.

 Ребёнок должен максимально эффективно для своего возраста усвоить правила дорожного движения для дошкольников. Первыми помощниками, конечно же, выступают родители и воспитатели.

 Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как внимание, ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях.

 В рамках организации деятельности по формированию у детей навыков безопасного поведения на дорогах, мы в своей группе поставили задачи:

- повышение уровня знаний правил дорожного движения среди детей старшего дошкольного возраста;

- обучение детей умению различать проезжую часть улицы и тротуар;

- развитие у дошкольников умение ориентироваться в дорожно- транспортных ситуациях.

 Учитывая, что основной формой обучения детей дошкольного возраста является игра, изучение правил поведения на дорогах построено в форме дидактических, познавательных игр и целенаправленного неоднократного повторения основных элементов поведения на дорогах и различных ситуационных заданиях.

 Конечно же, одной из главных форм обучения детей  правилам дорожного движения является непосредственно организованная деятельность. Мы брали, например, такие темы : « Я – пешеход», «Для чего нужны дорожные знаки», « Берегись автомобиля», « Правила дорожного движения» и другие. Большое внимание уделяется ознакомлению с дорожными знаками, прежде всего с предупреждающими ( они изображены в красном треугольнике) и запрещающими( изображены в круге красного цвета).

 Так же в группе подобраны дидактические настольно- печатные игры: «Знаки на дороге», «Говорящие знаки», «Мы едем по улице», «Узнай знак», « Автошкола». Играя, дети учатся ориентироваться на проезжей части, читать дорожные знаки, правильно переходить проезжую часть и многое другое.

 Проводим беседы с детьми: «Кто придумал светофор?», «О чем говорят дорожные знаки», «Знай и выполняй правила уличного движения» и т.д.

 Много читаем художественной литературы на данную тему, дети очень любят отгадывать загадки, поэтому оформили картотеку, в которой есть загадки и стихи.

 Немаловажную роль имеют праздники и развлечения по данной теме с участием педагогов, родителей: « Улица полна неожиданностей», « В королевстве дорожных знаков» и др.

 В уголке для родителей расположена информация по пропаганде безопасности дорожного движения: памятки, буклеты.

 В работе с родителями проводим  родительские собрания, на которых уделяем особое внимание данной теме. Так же проводим круглые столы, викторины с участием детей и родителей «Безопасность детей на улице», « Дорожная Азбука», « Зелёный огонёк» и др. Проводим ежегодно выставки рисунков и поделок по правилам дорожного движения.

 Таким образом, мы стараемся создать все условия для изучения детьми правил дорожного движения посредством интеграции разнообразных видов деятельности, оснащении предметно-развивающей среды соответствующим оборудованием и пособиями, способствующим приобретению дошкольниками полезных навыков и привычек безопасного поведения на улице.

 И в конце хочется сказать, что проводя систематически работу по данной теме, наши дети знают  эти правила и показывают хорошие результаты.

 

 Приложение 1

Загадки.
1.    Дом по улице идет,
На работу всех везет.
Не на тонких курьих ножках,
А в резиновых сапожках. (Автобус)
2.    Что такое, отгадай:
Не автобус, не трамвай,
Не нуждается в бензине,
Хоть колеса на резине.   (Троллейбус)
3.    Под землей огни горят.
Под землей дворцы стоят.
Под землей чудо мчится.
Сядь - и можешь прокатиться.    (Метро)
4.    Наш приятель тут как тут,
Всех домчит за пять минут.
Эй, садись, не зевай,
Отправляется ...    (Трамвай)
Место проезжей части, где следует переходить улицу. (Переход)
Знает твердо детвора - на дороге, у дороги запрещается ...   (Игра)
«Баранка» автомобиля.   (Руль)
В два ряда дома стоят
Десять, двадцать, сто подряд.
И квадратными глазами
Друг на друга глядят.   (Улица)
9.    Человек за рулем,   (водитель)
10.    Что за чудо - сидит дом,
Окна светятся кругом.
Носит обувь из резины
И питается бензином.   (Автобус)
11.    Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь,
Я машинам помогаю
И тебе хочу помочь.   (Светофор) 
L2. Два братца убегают, 
два догоняют.   (Колеса)

 

Приложение 2

Памятка для родителей:

- Не перевозите малыша на своих коленях. При аварии вы можете его не удержать или придавить собой.
-  Не пристегивайте малыша штатным ремнем безопасности. Таким образом, вы вряд ли убережете его: такой ремень рассчитан на взрослого человека.
-  Не разрешайте ребенку стоять за спиной водителя, между спинками передних сидений.
-  Не пристегивайте взрослого и ребенка одним ремнем.
-  Не оставляйте в салоне незакрепленные тяжелые предметы. При столкновении они превращаются в опасный снаряд.
-  Не разрешайте ребенку сидеть на заднем сиденье спиной по ходу движения: при столкновении малыш упадет затылком вперед.
- Перевозите детей только в автокресле.
- Не устанавливайте кресло между передними сиденьями. Конечно, в таком положении у малыша будет хороший обзор. Но, во-первых, это самое опасное место в машине. Во-вторых, между сиденьями вы не сможете надежно его закрепить.

 

 Приложение 3

Викторина.
ВОПРОС 1. Какой сигнал светофора разрешает движение?
ОТВЕТ: Зеленый.
ВОПРОС 2. Какой сигнал светофора запрещает движение?
ОТВЕТ: Красный.
ВОПРОС 3. Что означает желтый сигнал светофора?
ОТВЕТ: Внимание.
ВОПРОС 4. Можно ли двигаться на желтый сигнал светофора?
ОТВЕТ: Нельзя.
ВОПРОС 5. Что означают белые полоски на проезжей части?
ОТВЕТ: Пешеходная дорожка.
ВОПРОС 6. Везде ли размечены пешеходные дорожки и что их заменяет?
ОТВЕТ: Разметка есть не везде, ее заменяет знак «Пешеходный переход».
ВОПРОС 7. По какой стороне тротуара должен двигаться пешеход?
ОТВЕТ: По правой.
ВОПРОС 8. По какой стороне пешеходного перехода должен двигаться пешеход?
ОТВЕТ: Также по правой.
ВОПРОС 9. В каком месте можно переходить проезжую часть в городе, если нет ни перехода, ни светофора?
ОТВЕТ: На перекрестке (вдоль линии тротуара).
ВОПРОС 10. В каком месте можно переходить проезжую часть в сельской местности, если нет ни перехода, ни светофора, ни перекрестка?
ОТВЕТ: Там, где дорога хорошо просматривается.
ВОПРОС 11. Можно ли переходить дорогу перед близко идущим транспортом?
ОТВЕТ: Нельзя!
ВОПРОС 12. Можно ли ходить по краю тротуара или бордюру?
ОТВЕТ: Нельзя!
ВОПРОС 13. Можно ли играть на проезжей части?
ОТВЕТ: Нельзя!
ВОПРОС 14: Можно ли играть на железнодорожных путях?
ОТВЕТ: Нельзя!
ВОПРОС 15 (демонстрируется знак «Пешеходный переход»). Что это за знак и как им пользоваться?
ОТВЕТ: Знак «Пешеходный переход». Если есть такой знак, то переходить проезжую часть следует только в зоне его действия.
ВОПРОС 16 (демонстрируется знак «Подземный пешеходный переход»). Что это за знак и как им пользоваться?
ОТВЕТ: Знак «Подземный пешеходный переход». Переходить проезжую часть следует только по подземному пешеходному переходу.
ВОПРОС 17 (демонстрируется знак «Проход закрыт»). Что это за знак и как им пользоваться?

 

Приложение 4

НОД в подготовительной группе

« БЕРЕГИСЬ АВТОМОБИЛЯ»

Цель: Уточнить представления детей о правилах поведения на улицах города. Закреплять знания о правилах дорожного движения, о сигналах светофора, о значении сигналов (красный, жёлтый, зелёный); о том, что люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающем сигнале светофора. Продолжать воспитывать внимательность, умение ориентироваться при переходе улицы.

Наглядные пособия: « Светофор»- два картонных кружка: первый- с одной стороны зелёный, а с другой- жёлтый; второй- с одной стороны красный, а с другой- жёлтый. Плакаты с изображением различных ситуаций на дорогах.

Ход

Воспитатель: Ребята, сейчас в детский сад вас водят взрослые, но скоро вы пойдёте в школу, и придётся ходить по улицам, переходить дорогу самостоятельно, По улицам и дорогам движется очень много машин и, если не знать правил дорожного движения, можно попасть в беду.

Везде и всюду правила,

Их надо знать всегда:

Без них не выйдут в плаванье

Из гавани суда.

Выходят в рейс по правилам

Полярник и пилот.

Свои имеют правила

Шофёр и пешеход.

По городу, по улице

Не ходят просто так:

Когда не знаешь правила,

Легко попасть впросак.

Всё время будь внимательным

 И помни наперёд:

Свои имеют правила

Шофёр и пешеход.

                          Я. Пишумов

Воспитатель: Ребята, как только вы выходите на улицу, вы становитесь пешеходами.

-Как называется та часть улицы, по которой ходят пешеходы? (тротуар)

-А как называется часть улицы, по которой ездят машины? (проезжая часть)

-По какой стороне улицы или тротуара нужно ходить? (надо придерживаться правой стороны)

Ребята, тротуар, как и дорога как бы разделён на две полосы. Пешеходы идут в двух направлениях и, чтобы не наталкиваться друг на друга, нужно обязательно идти по правой стороне.

-Можно ли по тротуару бегать, прыгать? ( по тротуару нужно ходить спокойно, так как можно наткнуться на какие-либо препятствия и оказаться на проезжей части, по которой в это время может ехать транспорт)

-А если вы встретите на тротуаре друзей и вам хочется поговорить, поиграть, Как вы поступите в этой ситуации? (ходить по тротуару группой и загораживать весь тротуар нельзя. Это может мешать другим пешеходам. С друзьями можно отойти в сторонку, чтобы не мешать прохожим.)

Воспитатель читает детям стихотворение В.Семернина «Запрещается, разрешается» :

И проспекты, и бульвары-

Всюду улицы шумны.

Проходи по тротуару

Только с правой стороны!

Тут шалить, мешать народу

Запрещается!

Быть примерным пешеходом

Разрешается…

Если ты гуляешь просто,

Всё равно вперёд гляди.

Через шумный перекрёсток

Осторожно проходи.

Переход при красном свете

Запрещается!

При зелёном даже детям

Разрешается…

Воспитатель: Ребята, а если вам нужно перейти через дорогу, где вы будете переходить? (улицу можно переходить только по пешеходному переходу). Послушайте загадку:

Встало с краю улицы в длинном сапоге

Чучело трёхглазое на одной ноге.

Где машины движутся, где сошлись пути,

Помогает улицу людям перейти.

                                                     ( Светофор)

Воспитатель: Для чего нужен светофор? (Светофор нужен для того, чтобы регулировать дорожное движение. Своими сигналами он разрешает или запрещает движение в одном направлении)

У любого перекрёстка

Нас встречает светофор

И заводит очень просто

С пешеходом разговор:

Свет зелёный- проходи.

Жёлтый- лучше подожди.

Если свет зажёгся красный –

Значит, двигаться опасно.

Стой. Пускай пройдёт трамвай,

Наберись терпения

Изучай и уважай Правила движения.

Воспитатель: Так что означает красный сигнал светофора? (красный сигнал запрещает движение)

-Что означает жёлтый длительно горящий и постоянно мигающий сигнал? (жёлтый сигнал запрещает движение и предупреждает о смене красного сигнала на зелёный и наоборот. Мигающий жёлтый сигнал говорит о том, что перекрёсток не регулируется и нам нужно быть особенно внимательными.)

-Что означает зелёный сигнал?( движение разрешено. Если зелёный начал мигать, это значит движение сигнала заканчивается)

-Ребята, вот зажёгся зелёный свет, можно ли сразу начать переход? (Нельзя. Сначала нужно убедиться, что все машины остановились и пропускают пешеходов)

-А теперь, ребята, я хочу проверить, хорошие ли вы пешеходы.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Игра « Лучший пешеход».

На полу расположена схема пешеходного перехода. Дети делятся на две группы и встают по обе стороны перехода. Воспитатель исполняет роль светофора. Игра проводится два раза.

Светофор: Выполняй закон простой:

                   Красный свет зажёгся…

Дети: Стой.

Светофор: Жёлтый вспыхнул…

Дети: Подожди.

Светофор: А зелёный свет…

Дети: Иди.

Воспитатель обращает внимание на то, как дети переходили дорогу: держались правой стороны, шли не спеша, не суетились, не наталкивались друг на друга, и спрашивает: «Ребята, а если нет светофора, где можно перейти дорогу?» ( Дорогу можно переходить там, где есть пешеходный переход). Отгадайте загадку:

Полосатая лошадка

Через улицу ведёт.

Здесь нам очень осторожно

Нужно сделать переход.

Не спеши, а первым делом

Влево, вправо погляди:

Нет машин – шагаем смело!

Есть машина – стой и жди!

- О какой лошадке идёт речь, ребята? ( Это пешеходный переход. Ещё его называют « зебра», потому что на пешеходном переходе, так же как и у зебры, чередуются белые и чёрные полоски.)

- Как будем правильно переходить дорогу?( Сначала нужно посмотреть налево направо, и если нет машин, то можно переходить дорогу.)

- Это правило нужно обязательно запомнить, потому что часто приходится переходить дорогу там, где нет светофора, и следует быть очень внимательными при переходе.

ИГРА « Исправь ошибку».

Воспитатель помещает на доску плакаты, на которых изображены ситуации нарушения правил дорожного движения.

- Ребята, посмотрите на эти плакаты. Всё ли здесь правильно? Как дети поступают в той или иной ситуации? Как бы поступили вы?

Дети рассматривают иллюстрации и определяют, где дети или взрослые нарушают правила.

 

 

Список использованной литературы

1.Галицина Н.С. ОБЖ для младших  дошкольников. Система работы. - М.: Издательство « Скрипторий 2003» , 2010 г.

2.Загородная И.Я. Школа юного пешехода: методическое пособие для работников дошкольных учреждений, педагогов общих образовательных учреждений. – М., 2012 г.

3.Саулина Т.Ф. Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. Мозаика – Синтез. – М., 2009 г.

4. Чиркова С.В. Родительские собрания в детском саду. – М. «Вако», 2013 г.

 

 

Контактные телефоны:

(342)268-57-10 – вахта

(342)249-81-33 – заведующий

(342)268-72-59 – бухгалтерия

Адреса и контакты

Адрес главного корпуса: г. Пермь, ул. Коломенская, 5а

Адрес корпуса №2: ул. Пихтовая, 14 а

Контактный телефон:  268-04-58  

Электронный адрес: Ds377@obrazovanie.perm.ru